Стимулирование потребителя – одна из приоритетных задач государства

Член правления ПАО «Россети», первый заместитель генерального директора по технической политике ПАО «Россети» Роман Николаевич Бердников

22 сентября во многих странах мира проводится Всемирный День без автомобиля, но это касается только автомобилей с бензиновым двигателем. Электромобили могут свободно передвигаться по дорогам. О развитии электротранспорта в России мы беседуем с Романом Николаевичем Бердниковым.

– Роман Николаевич, расскажите нам о развитии электротранспорта в России.

– С момента продажи первого в мире сертифицированного электромобиля Mitsubishi I-MiEV в России прошло уже 4 года – первые продажи начались в октябре 2011 года. В это же время «Россети» в лице дочерней компании МОЭСК запустили пилотный проект «МОЭСК-EV», задачей которого стало создание первичной зарядной инфраструктуры в Москве. Успешный опыт проекта «МОЭСК-EV» лег в основу Всероссийской программы по развитию зарядной инфраструктуры для электромобилей, которую «Россети» реализуют с февраля 2012 года. Сейчас в рамках этой программы в Москве уже установлено порядка 30 зарядных станций, столько же – в регионах.

По разным оценкам, на сегодняшний день в России зарегистрировано от 500 до 1000 электромобилей. Вопросом развития рынка экологически чистого транспорта на протяжении последнего года активно занимается государство. В декабре 2013 года были обнулены ввозные таможенные пошлины на электромобили сроком на два года, а также разрешена бесплатная парковка в центре Москвы. Правительство России в ноябре 2014 года утвердило Комплексный план по развитию экологически чистого транспорта. Также Правительство Москвы объявило о развитии программы по элеткромобилизации города, в рамках которой в ближайшее время в Москве будет установлено порядка 250 станций. «Россети» являются партнером Правительства Москвы в этой программе, о чем у нас подписано официальное соглашение с городом.

– Поддерживают ли наши законотворцы продвижение электротранспорта в России? Есть ли какие-то льготы для покупателей электромобилей?

– Начну с конца – со льгот. Как я уже говорил выше, обнулены ввозные таможенные пошлины на электромобили, что на 20% позволило снизить конечную стоимость для потребителя. А бесплатная парковка в центре города, с точки зрения экономики, позволяет владельцу электромобиля за 5 лет возместить больше половины стоимости электромобиля. Я считаю, что стимулирование потребителя – одна из приоритетных задач государства на сегодня и уверен, что одним из мощных мотиваторов покупки электромобиля может стать разрешение ездить по выделенным полосам для общественного транспорта. Последнее на порядок повысит спрос на электромобили, и мы готовы активно продвигать эту инициативу.

Что касается изменения законодательства, то это вопрос не одного дня и не одного года. Электротранспорт в принципе новое понятие в российском правовом поле и поэтому требуется внести изменения в большое количество нормативных документов. Плановая работа в этом направлении ведется на протяжении последних трех лет, в частности, этим активно занимается Экспертный совет в Государственной думе, в который я вхожу.

Один из последних примеров, о котором Вы наверняка слышали, – премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал внесение изменений в закон, разрешающий оборудовать автозаправочные станции зарядными колонками для электромобилей. Я считаю, что это решение премьер-министра может дать серьезный импульс для развития зарядной инфраструктуры у нас в стране, так как отвечает ментальности нашего потребителя, ведь зарядки на АЗС укладываются в потребительские привычки граждан. Все владельцы электромобилей раньше владели обычным автомобилем, и возможность зарядить электромобиль на бензиновой заправке вписывается в их привычный поведенческий алгоритм и создает ощущение доступности зарядной инфраструктуры.

– Электромобили «питаются» электричеством, для этого нужны специальные зарядные станции. Насколько в России развита инфраструктура для электротранспорта? Сейчас активно обсуждают новость, что в Санкт-Петербурге в 2015–2016 гг. будет построено 25 зарядных станций. Но ведь это «капля в море» для мегаполиса?

Опыт проекта «МОЭСК-EV», о котором я уже говорил, показал, что установка первичной зарядной инфраструктуры в городе, ее тестирование и параллельное изучение востребованности инфраструктуры со стороны владельцев электромобилей являются необходимым базисом, на основании которого можно развивать зарядную инфраструктуру в любом масштабе.

Вопрос активности пользования зарядными станциями для энергетиков крайне актуален, поэтому на этом этапе необходимо активно взаимодействовать с существующими владельцами электромобилей. Например, на протяжении последнего полугодия наше дочернее предприятие «МОЭСК» реализует проект «Зарядки шаговой доступности». В рамках проекта идет сбор онлайн-заявок от горожан на предпочтительные для них места установки зарядных станций. Мнение владельцев электромобилей будет учитываться при установке следующих зарядных станций в городе.

– Достаточно ли мощности в наших энергосистемах, чтобы массово заряжать электромобили?

– Да, достаточно. Существующей мощности энергосистемы города Москвы достаточно, чтобы уже сегодня подключить к энергосети около 10 000 электромобилей.

– Выгодно ли энергетикам, чтобы рынок электротранспорта развивался?

– Да, выгодно. Одна из основных проблем энергосистемы – дневной и ночной спады электропотребления, что губительно для энергосистемы. Для выравнивания перепадов в энергосетях необходимо увеличивать ночное потребление электроэнергии, чему как раз может способствовать зарядка критической массы электромобилей, которая в большинстве случаев производится именно в ночное время.
Кроме того, в интеллектуальных сетях будущего (Smart Grid) электромобили могут выступить в роли коллективного накопителя энергии – получать ее ночью и отдавать днем. Как показывает международный опыт, это абсолютно выполнимо уже в реалиях сегодняшнего дня.

– С одной стороны, все вроде бы понимают, что обычные автомобили загрязняют окружающую среду, но с другой, наше общество довольно консервативно и неохотно принимает новые идеи. Как, на Ваш взгляд, можно заинтересовать потребителей покупать электромобили?

– Для России, как и для других стран, в первую очередь актуальны меры государственной поддержки. Опыт других стран показывает, что государство решает в рамках господдержки две приоритетные задачи – поддержка производителей и стимулирование потребителей. Так, например, во Франции существует специальная премия покупателям электромобилей до 7 тыс. евро, а в Испании – до 8 тыс. евро. Правительство Германии выделило 1 млрд евро в Федеральный научный фонд на исследования в области производства электромобилей. Правительство ФРГ освобождает покупателей электромобилей от уплаты транспортного налога сроком на 10 лет.

Для России самое актуальное – это содействие развитию зарядной инфраструктуры и комплекс мер, направленных на снижение стоимости электромобилей. Еще раз повторю, что для москвичей крайне эффективной нематериальной мерой господдержки, не требующей каких-либо затрат из бюджета, может стать разрешение ездить по выделенной полосе для общественного транспорта.

– На предстоящем ежегодном международном форуме «Rugrids-Electro. Российские сети. Новые возможности» будет специальная зона, посвященная электромобилям. Что интересного там приготовили организаторы?

– В этой зоне будут представлены электромобили и зарядные станции почти всех мировых производителей, представленных на российском рынке. Каждый посетитель сможет лично протестировать электромобили, а также убедиться в простоте процесса зарядки электромобилей от зарядных станций. Кроме того, для журналистов подготовлена специальная программа, о которой Вы узнаете, когда придете к нам на мероприятие. Я уверен, что Вашим читателям будет очень интересно увидеть репортаж об этом событии.

Рубрика: Новости энергетики

Другие новости

23 Август 2023

Разработана интерактивная карта с информацией о поставщиках, объёмах, химических свойствах золошлаков с целью их дальнейшего применения

Москва, 23 августа. – Решение поставленной Президентом России задачи о вовлечении в промышленный оборот золошлаков угольных электростанций (ЗШО, продуктов сжигания угля) требует активного участия и поддержки со стороны природоохранных ведомств и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Об этом заявил директор Департамента развития электроэнергетики Минэнерго России Андрей Максимов, выступая на заседании комиссии Госсовета по направлению [...]

Подробнее
22 Август 2023

Определены ключевые задачи стратегического направления цифровой трансформации ТЭК

Москва, 22 августа — О стратегическом направлении в области цифровой трансформации ТЭК рассказал Эдуард Шереметцев на заседании Комитета по энергетике рабочей группы Минстроя России по запуску и реализации ведомственного проекта Цифровизации городского хозяйства «Умный город». По словам заместителя Министра, Минэнерго России провело серьёзную работу по актуализации стратегий цифровой трансформации отраслей экономики. «В результате на сегодняшний [...]

Подробнее
17 Август 2023

Правительство определило гарантирующих поставщиков электроэнергии в новых регионах

Правительством Российской Федерации определена энергосбытовая организация, уполномоченная осуществлять куплю-продажу электроэнергии (мощности) для целей поставки электроэнергии на территориях новых регионов России, – ООО «Единый закупщик», а также гарантирующие поставщики на территориях новых субъектов Российской Федерации. ООО «Единый закупщик» и гарантирующие поставщики являются дочерними обществами одного из крупнейших государственных энергохолдингов России. Принятие акта позволит повысить качество работы [...]

Подробнее