Стратегический выбор государства: необходимость поддержки отрасли

27 марта 2007 года состоялось заседание расширенной коллегии Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации. На обсуждение была вынесена проблема, важнейшая для экономики страны – стратегия развития транспортного машиностроения РФ в 2007 – 2010 годах и на период до 2015 года. С докладом выступил заместитель Министра промышленности и энергетики Российской Федерации Дементьев Андрей Владимирович.
К сфере транспортного машиностроения относятся производство железнодорожного подвижного состава, городского рельсового транспорта, путевой техники, запасных частей и комплектующих, а так же услуги по техническому обслуживанию, ремонту и модернизации железнодорожного подвижного состава, городского рельсового транспорта, путевого оборудования.
Как отметил Дементьев А.В., в течение последних 5 лет в отрасли уже сформировалось несколько крупных компаний холдингового типа, причем некоторые из них занимают доминирующее положение в ряде секторов.
Улучшив экономические показатели, холдинги сумели сформировать инвестиционные источники для реализации первых этапов программ реструктуризации и технического перевооружения.
Более того, на карте транспортного машиностроения появляются новые предприятия, производящие подвижной состав и комплектующие.
Основным потребителем продукции отрасли является железнодорожный транспорт. Стабильный экономический рост за последние годы способствовал повышению спроса на железнодорожные перевозки. В прошлом году объем грузооборота на железной дороге вырос, по сравнению с 2000-м годом, на 55%.
Транспортная стратегия Российской Федерации до 2020 года ориентирует транспортный комплекс на дальнейшее увеличение спроса как в сегменте грузовых, так и в сегменте пассажирских железнодорожных перевозок.
В 2006 году ОАО РЖД обновило свой подвижной состав. Однако этот процесс лишь восполняет спрос, который по разным причинам был отложен в 90-е годы. Степень износа эксплутационного парка по данным самих перевозчиков по-прежнему составляет порядка 70%.
«Консервация нынешнего состояния российского транспортного машиностроения может привести к тому, что в ближайшие годы по некоторым видам продукции возникнут; ограничения производственного характера, – предупреждает Андрей Владимирович, – надо чётко понимать, что компенсировать разрыв за счет наращивания доли импорта не удастся. Сегодня «вклад» зарубежных производителей в процессы обновления парков наших перевозчиков составляет порядка 15%. Однако в силу известных параметров российской транспортной инфраструктуры мы в хорошем смысле этого слова «обречены» на синхронизацию процесса железнодорожных перевозок с процессами развития отечественного транспортного машиностроения».
По мнению специалистов, наметился дисбаланс структуры производственных мощностей, недостаточного технического уровня производства и низкой инновационной активности. Технико-экономические показатели отечественной техники отстают от зарубежных аналогов, в том числе по производительности, межремонтному пробегу, эргономике и безопасности, удельным энергетическим затратам на перевозки.
«Мы считаем, – отметил зам. министра промышленности и энергетики, – что поддержка со стороны государства процессов модернизации основных фондов отрасли может осуществляться, в частности, путем субсидирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, привлекаемым предприятиями.
Реализация инновационных проектов может базироваться на механизмах государственно-частного партнерства. Государство берет на себя финансирование части затрат на НИОКР в обмен на обязательства бизнеса по инвестированию в организацию массового производства новой техники.
Кроме того, для повышения устойчивости развития транспортного машиностроения необходимо совершенствовать механизмы государственной поддержки экспорта.
Расширению инвестиционных возможностей перевозчиков может способствовать развитие коммерческого лизинга подвижного состава.
Мы также считаем перспективным введение практики заключения долгосрочных договоров на поставку продукции транспортного машиностроения. Заключение подобных договоров позволит предприятиям отрасли не только планировать загрузку и расширение производственных мощностей, но и с меньшими рисками и, соответственно, в больших объемах осуществлять инвестирование в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Отдельный блок мер должен быть направлен на совершенствование кадровой политики в отрасли, прежде всего, путем совершенствования организации системы отраслевого образования и повышения квалификации специалистов».
Реализация комплекса мер, предусмотренных Стратегией развития транспортного машиностроения, позволит к 2015 году обеспечить нашу железную дорогу современным подвижным составом, ликвидировать техническое отставание продукции от мировых аналогов. А при должной поддержке государства – значительно увеличить экспорт продукции отрасли.
Другие новости
Калужский ЦНТИ – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России приглашает вас принять участие в семинаре на тему «Технологическое присоединение к электрическим сетям: обзор изменений и работа организаций в новых условиях в 2024 году»

На семинаре будут рассмотрены вопросы по оценке состояния доступности инфраструктуры в Российской Федерации, перспективные направления развития законодательства в сфере технологического присоединения к электрическим сетям, особенности осуществления технологического присоединения отдельных категорий заявителей, представлен анализ способов и текущих результатов обеспечения практической реализации законодательства в области технологического присоединения на основе лучших практик, а так же особенности антимонопольного контроля [...]
ПодробнееВадим Чернышов принял участие в международном форуме «Российская энергетическая неделя»

Директор Калужского ЦНТИ – филиала ФГБУ РЭА Минэнерго России Вадим Чернышов принял участие в ежегодном международном форуме "Российская энергетическая неделя". В этом году форум состоялся в шестой раз. Форум собрал на своей площадке свыше 4 тысяч гостей из более чем 60 стран и территорий. Среди высокопоставленных официальных лиц участие в форуме принял президент Российской Федерации Владимир Владимирович [...]
ПодробнееДиректор Калужского ЦНТИ принял участие в Научно-практической конференции «Территория энергетического диалога»

Директор Калужского ЦНТИ – филиала ФГБУ РЭА Минэнерго России Вадим Чернышов принял участие в Научно-практической конференции «Территория энергетического диалога», на которой обсуждались актуальные вопросы российской энергетической повестки. Главная цель мероприятия – содействие научно-технологическому развитию отраслей ТЭК для обеспечения их стабильной работы и достижения технологического суверенитета в долгосрочной перспективе. Ключевыми спикерами конференции выступили: заместитель министра энергетики Российской [...]
Подробнее