Стратегический выбор государства: необходимость поддержки отрасли

27 марта 2007 года состоялось заседание расширенной коллегии Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации. На обсуждение была вынесена проблема, важнейшая для экономики страны – стратегия развития транспортного машиностроения РФ в 2007 – 2010 годах и на период до 2015 года. С докладом выступил заместитель Министра промышленности и энергетики Российской Федерации Дементьев Андрей Владимирович.
К сфере транспортного машиностроения относятся производство железнодорожного подвижного состава, городского рельсового транспорта, путевой техники, запасных частей и комплектующих, а так же услуги по техническому обслуживанию, ремонту и модернизации железнодорожного подвижного состава, городского рельсового транспорта, путевого оборудования.
Как отметил Дементьев А.В., в течение последних 5 лет в отрасли уже сформировалось несколько крупных компаний холдингового типа, причем некоторые из них занимают доминирующее положение в ряде секторов.
Улучшив экономические показатели, холдинги сумели сформировать инвестиционные источники для реализации первых этапов программ реструктуризации и технического перевооружения.
Более того, на карте транспортного машиностроения появляются новые предприятия, производящие подвижной состав и комплектующие.
Основным потребителем продукции отрасли является железнодорожный транспорт. Стабильный экономический рост за последние годы способствовал повышению спроса на железнодорожные перевозки. В прошлом году объем грузооборота на железной дороге вырос, по сравнению с 2000-м годом, на 55%.
Транспортная стратегия Российской Федерации до 2020 года ориентирует транспортный комплекс на дальнейшее увеличение спроса как в сегменте грузовых, так и в сегменте пассажирских железнодорожных перевозок.
В 2006 году ОАО РЖД обновило свой подвижной состав. Однако этот процесс лишь восполняет спрос, который по разным причинам был отложен в 90-е годы. Степень износа эксплутационного парка по данным самих перевозчиков по-прежнему составляет порядка 70%.
«Консервация нынешнего состояния российского транспортного машиностроения может привести к тому, что в ближайшие годы по некоторым видам продукции возникнут; ограничения производственного характера, – предупреждает Андрей Владимирович, – надо чётко понимать, что компенсировать разрыв за счет наращивания доли импорта не удастся. Сегодня «вклад» зарубежных производителей в процессы обновления парков наших перевозчиков составляет порядка 15%. Однако в силу известных параметров российской транспортной инфраструктуры мы в хорошем смысле этого слова «обречены» на синхронизацию процесса железнодорожных перевозок с процессами развития отечественного транспортного машиностроения».
По мнению специалистов, наметился дисбаланс структуры производственных мощностей, недостаточного технического уровня производства и низкой инновационной активности. Технико-экономические показатели отечественной техники отстают от зарубежных аналогов, в том числе по производительности, межремонтному пробегу, эргономике и безопасности, удельным энергетическим затратам на перевозки.
«Мы считаем, – отметил зам. министра промышленности и энергетики, – что поддержка со стороны государства процессов модернизации основных фондов отрасли может осуществляться, в частности, путем субсидирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, привлекаемым предприятиями.
Реализация инновационных проектов может базироваться на механизмах государственно-частного партнерства. Государство берет на себя финансирование части затрат на НИОКР в обмен на обязательства бизнеса по инвестированию в организацию массового производства новой техники.
Кроме того, для повышения устойчивости развития транспортного машиностроения необходимо совершенствовать механизмы государственной поддержки экспорта.
Расширению инвестиционных возможностей перевозчиков может способствовать развитие коммерческого лизинга подвижного состава.
Мы также считаем перспективным введение практики заключения долгосрочных договоров на поставку продукции транспортного машиностроения. Заключение подобных договоров позволит предприятиям отрасли не только планировать загрузку и расширение производственных мощностей, но и с меньшими рисками и, соответственно, в больших объемах осуществлять инвестирование в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Отдельный блок мер должен быть направлен на совершенствование кадровой политики в отрасли, прежде всего, путем совершенствования организации системы отраслевого образования и повышения квалификации специалистов».
Реализация комплекса мер, предусмотренных Стратегией развития транспортного машиностроения, позволит к 2015 году обеспечить нашу железную дорогу современным подвижным составом, ликвидировать техническое отставание продукции от мировых аналогов. А при должной поддержке государства – значительно увеличить экспорт продукции отрасли.

Рубрика: Новости филиала

Другие новости

20 Ноябрь 2018

Научно-практическая конференция «Проблемы правовой охраны и эффективного использования объектов интеллектуальной собственности»

6 декабря 2018 года Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС г. Москва) и Калужский ЦНТИ – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России проводят научно-практическую конференцию «Проблемы правовой охраны и эффективного использования объектов интеллектуальной собственности». На конференцию приглашаются руководители, заместители руководителей, юристы, специалисты инновационных компаний малого и среднего бизнеса Калужской области. Цель конференции – достижение нового уровня знаний [...]

Подробнее
14 Ноябрь 2018

«Изменения в законодательстве РФ в области промышленной безопасности и новые требования промышленной безопасности при эксплуатации оборудования, работающего под избыточным давлением»

Сосуды под давлением

29 ноября 2018 года Калужский ЦНТИ совместно с ЗАО «Научно-технический центр исследований проблем промышленной безопасности» проводит семинар-практикум «Изменения в законодательстве РФ в области промышленной безопасности и новые требования промышленной безопасности при эксплуатации оборудования, работающего под избыточным давлением» В рамках семинара планируется рассмотрение следующих вопросов: Разъяснения изменений в ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» Новые [...]

Подробнее
28 Февраль 2018

Методы привлечения новых клиентов, которые реально работают

Методы привлечения новых клиентов, которые реально работают

ПРИГЛАШАЕМ НА ТРЕНИНГ «Методы привлечения новых клиентов, которые реально работают» 5 апреля 2018 г. в 14.00 по адресу: г. Калуга, площадь Старый Торг, 9/10, 1 этаж, конференц-зал ЦНТИ Любой бизнес начинается с привлечения новых потребителей, а вопрос поиска клиентов, пожалуй, самый острый и важный в бизнесе. Без активного привлечения клиентов, динамический рост бизнеса попросту невозможен. [...]

Подробнее